Архив сюжетов

Израиль: Синагоги и выставка снов

Длительность: 9мин 25сек
Размер: 115,7Мб
20.01.2013

Отношение израильтян к этому музею, как к важнейшему, вполне объяснимо, учитывая что в его стенах хранится около полумиллиона ценнейших экспонатов! Настоящая гордость Музея Израиля — Аллея Синагог!
Эмилия Вид — сотрудник музея и историк. Она рассказывает, каким образом здесь появляются синагоги со всех концов света:
«Очень часто история повторяется. В каком-то месте, например, здесь в Суринаме, в далекой Латинской Америке, общине становится не под силу содержать две синагоги, построенные ранее. Община ассимилируется, евреи покидают эти места. И тогда куратор музея собирается в дальний путь и ведет переговоры с суринамской общиной. Ведет долгие переговоры и, в конце концов, община решает продать все элементы синагоги, которые могут быть перевезены. И музей покупает их».
Эмилия говорит, что одно время синагоги из Германии, Италии, Суринама и Индии были представлены лишь фрагментарно. Но теперь, после реконструкции, им выделили больше места, и посетители могут полностью увидеть их такими, какими они были в странах, где их построили.
Эмилия Вид: «Четыре синагоги из разных стран, из разных частей света встретились здесь в музее Израиля, что совершенно закономерно. Синагогой называли когда-то на иврите — это „бейт кнессет“, „дом собраний“. То же значение у греческого слова „синагога“. И если мы посмотрим на все эти четыре синагоги, то мы обнаружим, что они необыкновенно разные. Они отличаются материалом, они отличаются стилистикой, они отличаются цветом, они отличаются фактурой, но одни и те же символы, которые объединяли евреев на протяжении веков, мы встретим в каждой синагоге».
Синагога из Италии внешним видом напоминает театральную ложу. Но тут есть колонны, которые символизируют колонны Иерусалимского Храма, разрушенного в семидесятом году нашей эры. Ваза с цветами «Эц Хаим» — это символ «Древа Жизни». А эта корона означает, что когда-то было три короны: корона царства Израильского, корона священников и корона Торы. Именно корона Торы сияет в каждой синагоге!
Те же символы можно увидеть в суринамкой синагоге с песчаным полом и оштукатуренными стенами и в деревянной синагоге из Германии, которая считается жемчужиной этой коллекции.
Одна из остановок на Аллее Синагог позволяет увидеть вещь вообще уникальную. Это деревянная синагога из предвоенной Германии из города Хорб. Она уцелела лишь благодаря тому, что была перемещена в этнографический музей.
Считается, что подобных синагог не осталось больше нигде в мире. Судя по всему, она принадлежала небогатой общине. Её декор весьма скромен. В отличие, скажем, от итальянского или индийского.
Но в любом из «домов собраний» мы увидим всё тот же набор символов. Те же колонны Храма, которые имели свои имена — Боз и Ясин, и шкаф для хранения свитков Торы. В синагоге из Кочина он богато украшен резьбой по дереву.
«Арон кодеш» — шкаф для хранения свитков Торы. В каждой уважающей себя синагоге есть несколько свитков. Вы посмотрите, в восточных общинах — это жесткие футляры. В общинах Европы, как правило, «„Мииэль Тора“ — облачение для Торы — чаще всего делается из ткани, — из какой-то дорогой, интересной ткани».
Непохожесть убранства синагог еще больше подчёркивает единство символики. Та же корона Торы, семисвечник менора, один из самых древних и наиболее узнаваемых символов иудаизма… Колонны Иерусалимского Храма отражены в декоре экзотического восточного шкафа для хранения свитков…
Аллея Синагог позволяет совершить, по сути, кругосветное путешествие по «домам собраний» — из Европы в Азию, потом в Америку и обратно. И помогает понять, почему на протяжении многовековых скитаний по всему свету евреям удалось сохранить себя как нацию.

***
Двенадцать младенцев мирно спят в один ряд на цветных матрасиках под расписными одеяльцами… Но почему-то от одного взгляда на эту идиллическую картинку мурашки начинают бегать по коже! От этой работы веет каким-то потусторонним ужасом, а детишки больше напоминают фарфоровых кукол или поджидающих жертву зомби. Китайский художник Ван Фун создал эту оригинальную работу специально для тематической выставки в Музее Израиля. При виде экспонатов, ее название, — «Спокойной ночи!», — воспринимается весьма неоднозначно.
Несмотря на кажущуюся несерьезность темы, все эти плюшевые игрушки, мишки, зайчики, здесь все на самом деле очень серьезно. Ведь эта тема волнует человечество едва ли не с самого начала. Вот ляжешь ты спасть в такой милой веселой спаленке, а что будет дальше, никто не знает.
Куратор выставки Коби Мейер считает, что эта тема важна не только и не столько для детей, сколько для взрослых, которых зачастую продолжают мучить их детские страхи, родившиеся в таких вот детских кроватках под нарядными одеяльцами.
Коби Мейер — куратор выставки: «На нашей выставке речь идет о моменте, который можно назвать паузой между тем, как человек ложится, и тем, как засыпает. То есть, не собственно о сне, а именно о промежутке. Вот этот переходный момент мы и хотели показать, когда нередко нас окутывают различные страхи — страх неизвестного, страх расстаться с мамой, страх темноты. Этот миг важен для каждого — и для взрослого, и для ребенка».
«Спокойной ночи!» Увы, в нашем неспокойном мире, в самом этом пожелании уже содержится скрытый намек на то, что ночка может быть отнюдь не спокойной, а совсем даже наоборот! Каждый художник по-своему пытался раскрыть эту тему.
Израильский фотограф Номи Лешем запечатлела различные фазы сна. Причем, сна самого натурального. Эти фотографии — из разряда традиционных на выставке. Более экспериментальны масштабные инсталляции.
Некоторые авторы открыто обратились к теме детских страхов и к вечному детскому фольклору — тем самым незабвенным рассказам про «чёрную-чёрную комнату» или «тень, которая неизбежно поглотит тебя».
Судя по всему, тема выставка нашла отклик у многих творцов. Оказалось, что у одних художников были уже готовы работы для нее. Другие создали их специально. Тема оказалась близка и многим ценителям их творчества. И потому в названии экспозиции в самый раз поставить не точку, а знак вопроса — «Спокойной ночи?»

Сюжет подготовил

  • Воздвиженский Дмитрий Воздвиженский Дмитрий
    Корреспондент
Австралия Албания Антигуа и Барбуда Бангладеш Бахрейн Бенин Болгария Боливия Босния и Герцеговина Бразилия Бутан Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Гайана Гамбия Гана Гватемала Германия Греция Доминиканская Республика Египет Замбия Израиль Индия Индонезия Иордания Иран Ирландия Испания Италия Йемен Казахстан Казахстан Камбоджа Катар Кения Кипр Китай Коста-Рика Куба Кувейт Лаос Ливан Мадагаскар Македония Малайзия Мали Мальта Марокко Мексика Монголия Мьянма Непал Нидерланды Норвегия Объединённые Арабские Эмираты Оман Папуа-Новая Гвинея Парагвай Перу Польша Португалия Республика Корея Республика Маврикий Румыния Сенегал Сербия Сингапур Сирия Словакия Словения Судан Суринам Таиланд Танзания Того Тунис Турция Узбекистан Уругвай Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Эфиопия ЮАР