Архив сюжетов

Египет: Каир – Врата Востока

Их нравы
«У покупателя должны быть глаза, у продавца — язык», — возможно, эта древняя арабская пословица родилась здесь. В центре Каира, на самом известном восточном базаре. Главный торговый район столицы Египта, базар Хан аль Халили. Он старше базаров в Стамбуле и Дамаске. Крупнее базара в Марокко. Как и все настоящие восточные базары, Хан аль Халили — это огромный комплекс торговых кварталов, четко разделенных по отраслям. Местные жители утверждают: «Если вы пришли на Хан аль Халили, чтобы что-нибудь купить, и не нашли здесь этого, — значит вы ищите то, чего в природе не существует. Все остальное здесь в свободной продаже». Причем, продается это самое «все остальное» двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Без перерывов и выходных. Рынок сувениров сменяется рынком пряностей, рынок пряностей — рынком одежды. Местным продавцам не до новинок мирового подиума. Им без разницы, что носят зарубежные топ-модели и поп-звезды. Их задача -продать как можно больше арабских платьев. Два по цене одного, три — по цене двух. Налетай, торопись, покупай, не скупись! «Чтобы продать — нужно орать!» — вот главный закон Хан аль Халили. Местные зазывалы и продавцы — настоящие асы своего дела: они, подобно персонажу «Золотого телёнка» Паниковскому, «всё продадут и купят, а после снова продадут, но — уже дороже».
Тот, кто был на Хан аль Халили, — видел пол-Каира. Вторую половину города можно увидеть, посетив крепость великого арабского полководца Саладина — главный символ столицы Египта, находящийся всего в паре кварталов от самого известного базара Востока. Крепость находится на высоком холме в идеальном с точки зрения военной стратегии месте. На протяжении веков эта самая крепость оставалась резиденцией правителей Египта, ну а в наши дни она превращена, как впрочем, и все остальное в Каире, — в туристическую достопримечательность. По замыслу властителя Египта — талантливого и грозного арабского полководца Саладина, разгромившего крестоносцев и захватившего Иерусалим, стены крепости должны были окружать Каир со всех сторон. План этот, правда, полностью выполнен не был, однако и без того цитадель получилась внушительной. На восемнадцати гектарах архитекторы Саладина возвели дворцы, казармы, склады, превращенные в наши дни в музеи. Здесь возводили впечатляющие мечети, которых со временем становилось всё больше и больше.
В центре цитадели находится поистине фантастическая мечеть. Ее строили на протяжении восемнадцати лет. Окончили строительство в 1846 году, назвав мечеть в честь тогдашнего правителя Египта — Мохаммеда Али. Строительство осуществил архитектор Юсеф Бошна из Турции, взявший за образец церковь Святой Софии в Константинополе. По его замыслу минареты мечети Мохаммеда Али должны были стать символом Каира. И видно их должно было быть отовсюду. Так и получилось. Кстати, столицу Египта называют «городом тысячи минаретов». Сколько их на самом деле — сказать трудно. Действующих же мечетей в Каире сегодня около четырехсот.
Древнейшая из них — Амр ибн аль-Аса. Она считается первой мечетью, построенной на египетской земле. Впрочем, от первоначального здания, воздвигнутого в 641 году, ничего не сохранилось. Современное здание датируется концом восемнадцатого века. Молельный зал Амр ибн аль-Аса украшают колонны, бывшие когда-то частями римских, византийских и коптских построек. По легенде, одну из колонн для мечети прислал сам пророк Мухаммед из Мекки.
Но есть в Каире и христианские храмы. В них молятся копты. Слово «копт» происходит от арабского «купт», а оно в свою очередь от греческого — «эгиптос», «египтянин». То, что копты являются прямыми потомками древних египтян доказано учеными. Копту Иосефу, коренному жителю Каира, об этом, правда, ничего не известно, но в Христа он верит истово. О религиозной принадлежности Иосефа красноречивее всего говорят его татуировки: христианский крест и имя Иисус. Такие татуировки есть у большинства коптов.
Христианство стало официальной религией в Египте при римском императоре Константине. Тогда же оно и приобрело своеобразную форму, отличную от византийского канона. Учению о двойственной природе Христа — божественной и человеческой — копты противопоставили учение о единственно божественной природе Спасителя. В V веке Халкидонский Вселенский Собор осудил это учение. Коптская церковь откололась от православной, но существовать не перестала. Сами копты по-прежнему называют себя православными.
Пол большинства коптских храмов устлан коврами, точь-в-точь, как в мечетях. Внутри по периметру церквей расположены скамейки. Отличаются в коптской традиции и кресты — они полностью симметричны. В Старом Каире, в районе Каср Эш-Шам, сохранилось множество древних коптских церквей: Храм Аль-Муалляка, построенный в IV веке на одном из бастионов римского форта. Церковь святого Георгия, возведенная в V веке.
В Каире строятся и новые коптские храмы. Прежде всего, это монастырь святого Семаана. На сегодняшний день, самый большой христианский храм на территории арабского Востока. В ходе раскопок в старом Каире было найдено захоронение человека, по легенде спасшего тысячи египтян — Семаана Кожевенника. Его история подробно описана в коптских манускриптах. Фрагменты ее текста вырезаны на горе Муккатам, опоясывающей монастырь святого Семаана. В истории говорится о дне, когда правитель Каира решил доказать коптам, что они выбрали неверную религию. Он потребовал от них подтвердить правоту строк Евангелия от Матфея, где Иисус говорит ученикам: «Если вы будете иметь веру даже с горчичное зерно и скажете горе: перейди отсюда туда, — она перейдет». Халиф поставил коптам условие: либо они передвигают гору Муккатам, либо принимают ислам и отказываются от своего бога, либо подвергнутся казни. Копты провели в молитвах три дня. На третий день им явилась богородица, указала на Семаана Кожевенника, сказав, что он в силах передвинуть гору. На следующий день случилось чудо: трижды Семаан, чьи мощи до сих пор хранятся в этой церкви, осенял гору крестом, и трижды гора дрогнула.
До конца XX века никто не знал, где похоронен святой Семаан. После обнаружения его мощей, их перевезли в коптский собор, в который превратили пещеры Мукаттама. Сегодня поклониться чудотворным мощам приходят десятки верующих людей. И местные жители, и путешественники. И православные, и католики. И взрослые, и дети. Прикоснувшись к христианским святыням, одни возвращаются домой. Другие отправляются в дальнейшее путешествие по Каиру. Кто в цитадель грозы крестоносцев Саладина, кто — на самый известный восточный базар.

Сюжет подготовил

  • Звягин Кирилл Звягин Кирилл
    Корреспондент
Австралия Албания Антигуа и Барбуда Бангладеш Бахрейн Бенин Болгария Боливия Босния и Герцеговина Бразилия Бутан Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Гайана Гамбия Гана Гватемала Германия Греция Доминиканская Республика Египет Замбия Израиль Индия Индонезия Иордания Иран Ирландия Испания Италия Йемен Казахстан Казахстан Камбоджа Катар Кения Кипр Китай Коста-Рика Куба Кувейт Лаос Ливан Мадагаскар Македония Малайзия Мали Мальта Марокко Мексика Монголия Мьянма Непал Нидерланды Норвегия Объединённые Арабские Эмираты Оман Папуа-Новая Гвинея Парагвай Перу Польша Португалия Республика Корея Республика Маврикий Румыния Сенегал Сербия Сингапур Сирия Словакия Словения Судан Суринам Таиланд Танзания Того Тунис Турция Узбекистан Уругвай Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Эфиопия ЮАР